Ли Страсберг, один из основателей и лидеров Актёрской студии в Нью-Йорке, внес значительный вклад в развитие метода актёрского мастерства, известного как "Метод Страсберга" или "Метод". Вот основные положения его техники и метода:
Эти принципы были разработаны для того, чтобы актеры могли создавать глубокие, правдоподобные и эмоционально насыщенные персонажи. Однако, стоит отметить, что метод Страсберга также подвергался критике за слишком большое внимание к личным переживаниям актера, что могло быть эмоционально изнурительным.
- Аффективная Память (Эмоциональная Память):
- Страсберг учил актеров использовать воспоминания о своих собственных переживаниях, чтобы вызвать соответствующие эмоции для роли. Это включает в себя поиск конкретных моментов из прошлого, которые вызывают те же чувства, что и требуются от персонажа.
- Релаксация и Концентрация:
- Актеры должны быть полностью расслаблены, чтобы достичь максимальной концентрации. Релаксация тела помогает актерам избавиться от физического напряжения, что позволяет более свободно выражать эмоции.
- Сенсорные Упражнения:
- Страсберг использовал сенсорные упражнения, чтобы пробудить в актерах чувство реальности. Это включает в себя работу с пятью чувствами, чтобы сделать актера более восприимчивым к окружающему миру и персонажу.
- Импровизация:
- Часть работы Страсберга была направлена на то, чтобы актеры могли импровизировать, что помогает в создании живых и правдоподобных сцен. Импровизация помогает актерам находить спонтанные и естественные реакции.
- Анализ текста:
- Страсберг уделял большое внимание анализу текста для понимания мотивации персонажа, его целей и препятствий. Он поощрял актеров исследовать "подтекст" - скрытые мысли и чувства за словами.
- Физическое Действие и Жизнь на Сцене:
- Актеры должны жить на сцене, действуя в настоящем моменте. Страсберг подчеркивал важность физического взаимодействия с окружающим миром, что помогает в создании иллюзии реальности.
- Психологическое Реализм:
- Метод Страсберга базируется на психологическом реализме, где актер стремится к истинной эмоциональной правде, что отличает его от более внешних, декларативных форм актерского мастерства.
Эти принципы были разработаны для того, чтобы актеры могли создавать глубокие, правдоподобные и эмоционально насыщенные персонажи. Однако, стоит отметить, что метод Страсберга также подвергался критике за слишком большое внимание к личным переживаниям актера, что могло быть эмоционально изнурительным.
Метод работы актера над собой, разработанный Стеллой Адлер, заметно отличается от других подходов, в частности от метода Ли Страсберга, с которым она также работала в Театре Group. Вот основные положения метода Стеллы Адлер:
Стелла Адлер оставила значительное наследие в обучении актеров, подчеркивая, что актерство - это не только искусство, но и процесс постоянного личностного и профессионального самоусовершенствования. Ее метод направлен на создание актеров, которые могут глубоко и искренне воплощать любого персонажа, не жертвуя при этом собственной эмоциональной стабильностью.
- Воображение и Создание Обстоятельств:
- Адлер подчеркивала важность воображения актера. Вместо того чтобы полагаться на личные эмоциональные воспоминания (как в методе Страсберга), она учила актеров использовать воображение для создания предлагаемых обстоятельств вокруг персонажа. Это делает персонажа более обособленным от личной жизни актера.
- Исследование Персонажа в Контексте:
- Актер должен понимать социальный, исторический и культурный контекст пьесы и персонажа. Это включает в себя изучение эпохи, в которой живет персонаж, его социального статуса, мотиваций и целей.
- Действие, а не Эмоция:
- Адлер считала, что актер должен сконцентрироваться на действии, а не на эмоции. Она верила, что эмоции естественно следуют за действием, когда актер полностью погружен в предлагаемые обстоятельства. Это противоположно подходу, где актер пытается вызвать эмоцию через воспоминание личных переживаний.
- Актерский Рост и Личностное Развитие:
- Адлер подчеркивала, что актерское мастерство тесно связано с личностным ростом. Она учила, что актер должен постоянно развиваться как человек, и что это развитие будет отражаться в его игре. Это включает в себя изучение искусства, литературы, истории и человеческой природы.
- Интерпретация Текста:
- Актер должен интерпретировать текст, используя свое воображение, чтобы придать сцене и персонажу уникальный и свежий взгляд. Это требует глубокого понимания драматургии и умения создавать характер на основе слов, написанных драматургом.
- Работа с Партнером:
- Важным аспектом является взаимодействие с другими актерами на сцене. Адлер учила, что актер должен быть внимателен к реакциям и действиям своих партнеров, создавая таким образом живой, динамичный спектакль.
- Правда в Игре:
- Она верила, что актер должен искать истину в своей игре, но не через личные эмоции, а через понимание и воплощение правды персонажа в контексте пьесы и мира вокруг него.
Стелла Адлер оставила значительное наследие в обучении актеров, подчеркивая, что актерство - это не только искусство, но и процесс постоянного личностного и профессионального самоусовершенствования. Ее метод направлен на создание актеров, которые могут глубоко и искренне воплощать любого персонажа, не жертвуя при этом собственной эмоциональной стабильностью.
Ута Хаген, известная актриса и педагог, разработала свой метод актерского мастерства, который подчеркивает важность личного опыта актера, но отличается от других подходов, таких как метод Страсберга. Вот основные положения метода Уты Хаген:
Метод Уты Хаген направлен на развитие в актерах способности к глубокой эмпатии и пониманию человеческой природы, что позволяет создавать многослойные и аутентичные образы. Ее подход отличался тем, что он стремился к сбалансированному использованию личного опыта актера и его воображения для достижения правды на сцене.
- Объективные и Субъективные Обстоятельства:
- Хаген учила актеров разделять обстоятельства на объективные (те, которые даны в тексте, например, время года, место действия) и субъективные (внутренние состояния персонажа, его мысли, чувства). Актер должен осознавать оба типа обстоятельств, чтобы полностью воплотить персонажа.
- Задачи и Действия:
- Актер должен определить "задачи" персонажа, то есть, что он хочет добиться в каждой сцене, и превратить эти задачи в конкретные действия. Хаген верила, что эмоции следуют за действиями, а не наоборот.
- Семь Вопросов Уты Хаген:
- Она предложила семь вопросов, которые актер должен задать себе перед началом работы над ролью:
- Кто я? (включая возраст, социальный статус, профессию и т.д.)
- Где я нахожусь? (временной, географический контекст)
- Какое время суток?
- Что произошло перед началом сцены?
- Кто окружает меня?
- Чего я хочу (моя задача)?
- Как я могу это получить? Эти вопросы помогают актерам глубже погрузиться в роль.
- Эмоциональная Память с Осторожностью:
- Хотя Хаген признавала ценность эмоциональной памяти, она предупреждала о возможных опасностях ее использования, подчеркивая, что актеры должны быть осторожными, чтобы не травмировать себя. Она предлагала использовать воображение для достижения эмоциональной правды.
- Эксперименты и Импровизация:
- Хаген поощряла актеров к экспериментам и импровизации в ходе работы над ролью. Она верила, что это помогает открыть новые аспекты персонажа и делает актерскую игру более живой и аутентичной.
- Физическое Основание:
- Актеры должны осознавать, как физическое состояние персонажа влияет на его поведение и эмоции. Это включает в себя понимание, как физические действия могут влиять на внутренний мир персонажа.
- Работа с Текстом:
- Хаген подчеркивала важность глубокого анализа текста, но также и того, чтобы актеры не ограничивались только словами, а искали смысл за словами, прислушиваясь к подтексту.
Метод Уты Хаген направлен на развитие в актерах способности к глубокой эмпатии и пониманию человеческой природы, что позволяет создавать многослойные и аутентичные образы. Ее подход отличался тем, что он стремился к сбалансированному использованию личного опыта актера и его воображения для достижения правды на сцене.
Сэнфорд Мейснер, основатель и лидер известной актёрской школы "Neighborhood Playhouse School of the Theatre", разработал свой метод, известный как "Метод Мейснера" или "Техника Мейснера". Вот основные положения этого метода:
Метод Мейснера особенно ценится за его способность развивать у актеров навыки внимательного слушания и реагирования, что делает их игру более живой и убедительной в реальном времени действия.
- Основа - Реакция на Партнера:
- Основной фокус метода Мейснера - реальная, непосредственная реакция на действия и слова партнера по сцене. Он подчеркивал, что актер должен быть полностью сосредоточен на партнере, а не на себе самом или своих личных чувствах.
- Импровизация в Тренировке:
- Мейснер использовал много импровизационных упражнений для обучения актеров. Импровизация помогает развить способность к спонтанной и искренней реакции, что делает игру более естественной.
- Упражнение на Повторение:
- Одно из ключевых упражнений Мейснера - это упражнение на повторение (The Repetition Exercise). В нем два актера повторяют фразу, которую один сказал другому, наблюдая за изменениями в поведении, тоне и выражении лица партнера. Это учит актеров быть настоящими и внимательными к партнеру.
- Эмоциональная Подготовка:
- В отличие от других методов, Мейснер не полагался на личные эмоциональные воспоминания для вызова эмоций. Вместо этого, он учил актеров готовиться эмоционально через воображение и концентрацию на задачах и действиях персонажа.
- Действие вместо Эмоции:
- Как и другие методы, Мейснер подчеркивал, что эмоции должны следовать за действием, а не быть целью сами по себе. Актеры должны быть сосредоточены на том, что они делают (действия), чтобы эмоции приходили естественно.
- Искренность и Истинность:
- Метод Мейснера стремится к тому, чтобы актеры играли с максимальной искренностью и правдивостью. Он учил, что актерство - это прежде всего служение правде момента и взаимодействию с другими актерами.
- Работа с Импульсами:
- Мейснер верил в важность доверия к своим импульсам. Актеры учатся реагировать на импульсы, возникающие в процессе игры, что делает их реакции более подлинными.
- Концентрация на Сцене:
- Важным аспектом является концентрация на том, что происходит здесь и сейчас на сцене, а не на внутренней жизни персонажа или на предвзятых представлениях о том, как должна выглядеть роль.
- Подготовка Персонажа:
- Хотя Мейснер и уделял внимание подготовке к роли, он подчеркивал, что эта подготовка должна быть направлена на понимание задач персонажа в контексте взаимодействия с другими.
Метод Мейснера особенно ценится за его способность развивать у актеров навыки внимательного слушания и реагирования, что делает их игру более живой и убедительной в реальном времени действия.
Упражнение на повторение, разработанное Сэнфордом Мейснером, является фундаментальным инструментом в его методе актерского мастерства. Вот как оно выполняется:
Цель упражнения:
Как выполняется упражнение:
Преимущества:
Упражнение на повторение является базой для понимания и применения техники Мейснера, где основное внимание уделяется тому, чтобы жить в моменте и истинно реагировать на происходящее здесь и сейчас.
Цель упражнения:
- Развить способность актера к непосредственной, искренней реакции на партнера.
- Учить актеров внимательно слушать и отвечать на то, что они видят и чувствуют в данный момент.
- Повысить осведомленность об изменениях в поведении, тоне голоса и выражении лица партнера.
Как выполняется упражнение:
- Подготовка:
- Два актера становятся лицом друг к другу, на расстоянии, которое позволяет видеть детали выражения лица друг друга.
- Начало:
- Один из актеров (А) делает замечание о другом актере (Б). Например, "Ты выглядишь уставшим". Актер Б повторяет эту же фразу назад актеру А с тем же настроением или интонацией, как он её услышал: "Ты выглядишь уставшим".
- Процесс повторения:
- Далее оба актера продолжают повторять эту фразу друг другу, но важно, чтобы каждый раз повторение отражало изменения в состоянии или настроении партнера. Если один из актеров меняет интонацию, выражение лица или эмоциональное состояние, другой должен это отразить в своем повторении.
- Изменения:
- Если актер А заметит что-то новое или изменившееся в актере Б, он может сказать новую фразу, например, "Ты улыбаешься", и процесс повторения начинается заново с этой новой фразой.
- Внимание к деталям:
- Ключевым моментом является внимание к малейшим изменениям в поведении, тоне, выражении лица или эмоциях партнера. Это упражнение учит актеров быть полностью в настоящем моменте, реагировать на партнера, а не на свои предвзятые представления или ожидания.
- Завершение:
- Упражнение может продолжаться столько, сколько нужно для тренировки, и обычно заканчивается, когда актеры или учитель решат, что достигнут значительный прогресс или когда появится новая фраза для повторения.
Преимущества:
- Учить актеров быть настоящими и реагировать на партнера, а не просто играть заранее подготовленные эмоции.
- Развивать навыки спонтанного и искреннего взаимодействия.
- Повысить уровень внимательности к партнеру и способности к эмпатии.
Упражнение на повторение является базой для понимания и применения техники Мейснера, где основное внимание уделяется тому, чтобы жить в моменте и истинно реагировать на происходящее здесь и сейчас.
Онлайн курс по технике речи и ораторскому мастерству, полный сборник практических упражнений по развитию голоса, дыхания, дикции:
https://www.orator-master.com/onlinecourse
Бесплатный доступ на 1 день:
https://orator-master.com/members/signup/group/a2vxddnkdtvxejj-dostup-na-1-den
https://www.orator-master.com/onlinecourse
Бесплатный доступ на 1 день:
https://orator-master.com/members/signup/group/a2vxddnkdtvxejj-dostup-na-1-den
Скидка на онлайн курс 25% только для тех, кто дочитал до этого момента:
Промокод
ForThoseWhoRead
Введите его в нужное поле при оплате